Лизинг как инструмент обновления основных фондов
Публикация в журнале "Юрист"
№ 2 2009 г., с. 25-28
Валентина
Сидорова, исполнительный директор НП «Правовое бюро "ФЭЛИКС», доцент
кафедры гражданс- ского и трудового права
СПбГУП, к.ю.н.
Тамара
Байкова, заместитель исполнительного
директора НП
«Правовое бюро «ФЭЛИКС» по экономическим
вопросам, к.э.н.
Необходимость
развития лизинга в России становится
особенно очевидной в период наступившего
экономического кризиса и обусловлена,
прежде всего, неблагоприятным состоянием
основных фондов промышленных
предприятий реального сектора экономики.
У нас значительна доля морально
устаревшего оборудования, низка
эффективность его использования, нет
обеспеченности запасными частями и
т.д. Большинство промышленных предприятий,
особенно крупных, испытывают постоянный
дефицит оборотных средств. Очень остро
стоит вопрос инвестиций в эти предприятия.
Правительством
уже принято множество
решений по финансовой поддержке
банковского сектора, сформирован
список крупнейших предприятий,
заслуживающих «особого
внимания». Но,
к сожалению, внедрению и государственной
поддержке лизинга в правительственных
решениях, по-прежнему, не уделяется
необходимого внимания.
В
России, конечно, существует законодательная
база для совершения лизинговых операций
банками. Но лишь немногие банки принимают
участие в лизинговом процессе, поскольку
им экономически невыгодно «замораживать»
свои средства, вкладывая их в лизинг.
Поэтому масштабы лизинговых операций
несоизмеримы ни с имеющимися потенциальными
возможностями банков, ни с потенциальными
потребностями предприятий. Отрицательно
отражаются на развитии лизинга и
недоработки самого закона. Достаточно
обратить внимание на правовую норму
абз. 4 п.1 ст. 4 Закона, согласно которой
продавец может одновременно выступать
в качестве лизингополучателя в пределах
одного лизингового правоотношения. С
позиций формального права, данная
правовая норма отличается рядом
недостатков, к числу которых, в частности,
относятся следующие:
- прежде
всего, юридически некорректна формулировка
«в пределах одного лизингового
правоотношения», поскольку лизинговое
правоотношение является сложным,
комплексным правоотношением, в состав
которого входит ряд самостоятельных
правоотношений или гражданско-правовых
(коммерческих) договоров, включая
договоры лизинга, купли-продажи, оказания
сервисных услуг и др.;
- далее,
рассматриваемая правовая норма вступает
в серьезные противоречия с положениями
ст. 670 ГК, закрепляющими ответственность
продавца по договору лизинга. Согласно
ч. 2 п.1 ст. 670 ГК в отношениях с продавцом
арендатор (лизингополучатель) и
арендодатель (лизингодатель) выступают
как солидарные кредиторы, которые вправе
предъявить к должнику (продавцу)
солидарные требования. Норма абз. 4 п.1
ст. 4 Закона исключает возможность
привлечения продавца (лизингополучателя)
к ответственности за неисполнение
обязательств по договору купли- продажи;
- в предложенной
законодателем конструкции лизингополучатель
является субъектом договора лизинга,
которому во владение и пользование
передается имущество, приобретенное
лизингодателем в собственность у
продавца по договору купли-продажи.
Продавец является третьим лицом по
отношению к сторонам договора лизинга;
- продавец
является субъектом договора купли-продажи,
заключенным лизингодателем в пользу
третьего лица (лизингополучателя). По
данному договору продавец (должник)
обязан перед лизингодателем (кредитором)
выполнить обязательство по передаче
товара (предмета или объекта лизинга)
лизингополучателю (третьему лицу).
Согласно
п. 2 ст.10 Закона при осуществлении лизинга
лизингополучатель (продавец, кредитор
в договоре купли – продажи) вправе
предъявить непосредственно продавцу
(должнику в договоре купли-продажи)
предмета лизинга требования к качеству
и комплектности, срокам исполнения
обязанности передать товар и другие
требования , установленные законодательством
и договором купли –продажи, заключенным
между продавцом (лизингополучателем)
и лизингодателем.
Однако,
в соответствии с п.1 ст. 4 Закона при
исполнении договора купли-продажи,
заключенного между продавцом и
лизингодателем, в обязательстве по
передаче товара третьему лицу продавец
(должник) и лизингополучатель (кредитор)
совпадают в одном лице. Согласно ст. 413
ГК РФ гражданско-правовое (коммерческое)
«обязательство прекращается совпадением
должника и кредитора в одном лице»;
- продавец,
исполняя договор купли-продажи, обязан
передать лизингодателю (покупателю)
имущество в собственность, т.е. к
покупателю переходят все три правомочия
собственника – правомочия владения,
пользования и распоряжения. Продавцу
(лизингополучателю) от лизингодателя
переходят два правомочия - правомочие
владения и пользования. При этом продавец,
передавая правомочия собственника,
является субъектом не только договора
купли-продажи , но и субъектом договора
лизинга (лизингополучателем), что
противоречит общеправовым нормам.
Представляется, что такая
правовая конструкция не выдерживает
критики. Более того, наличие
данной нормы в Законе позволяет
недобросовестным участникам
гражданско-правового (коммерческого)
оборота злоупотреблять правом.
Однако
сегодня особую актуальность приобретает
то обстоятельство, что правовая норма
абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона в кризисных условиях
может с успехом применяться в реальном
секторе экономики при
поддержке и под контролем государства.
В экономическом обороте применение
рассмотренной
правовой конструкции возможно в
случаях, когда, например, завод-изготовитель
производственного оборудования (средства
производства) заключает договор лизинга
с инвестором на приобретение в собственное
владение и пользование изготовленного
им оборудования. В этих случаях правовая
норма абз.4 п.1 ст. 4 Закона
о лизинге может быть весьма полезной,
однако ее использование
представляется возможным исключительно
при соблюдении ряда специально
урегулированных условий, а
именно:
- лизинг,
прежде всего, необходимо использовать
в рамках срочных специальных целевых
государственных программ (с определением
приоритетов), направленных на решение
проблемы обновления основных фондов
крупных промышленных предприятий, а
также предприятий, входящих в одну
корпорацию, которые сами в состоянии
изготовить для себя эту продукцию;
- для
обеспечения целевого использования
бюджетных средств, подлежащих выделению
в рамках специальных государственных
программ, в ФЗ «О финансовой аренде (
лизинге)» необходимо внести норму,
согласно которой денежные средства,
получаемые от продажи продукции в
системе лизингового правоотношения,
должны резервироваться на специальном
счете для дальнейших расчетов с
лизингодателем;
- необходимо
предусмотреть статью расходов в бюджете
для целевого финансирования лизинговых
компаний.
Стимулирование
и поддержку лизинговой деятельности
необходимо проводить, в первую очередь,
на государственном уровне посредством
комплекса мер по созданию благоприятного
экономического климата для развития
инвестиционной деятельности.
Для
хозяйствования в условиях сегодняшней
России необходимость и роль развития
внутреннего лизинга при активном участии
в нем государства и банковских структур
имеет большое стратегическое и
практическое значение. Разностороннее
и эффективное воздействие лизинга на
экономику предопределяется тем, что он
одновременно выступает в качестве:
- условия
и результата развития рынка;
- фактора
ускоренной инновационной деятельности;
- весомого
параметра совершенствования государственной
финансовой систе- мы,
особенно, укрепления ее собственной
валюты и повышения доверия
к ней;
- мощного
средства подъема производства и стимула
взаимовыгодного партнерства,
в том числе международного.