ФЭЛИКС

Несостоятельность (банкротство): некоторые проблемы юридического состава

публикация в ж. "Юридический мир" № 5,  2009г.

Валентина Сидорова, исполнительный директор НП "Правовое бюро "ФЭЛИКС", доцент кафедры гражданского и трудового права СПбГУП, к.ю.н.

«История конкурсного законодательства в России - печальная повесть о том, как много попыток было сделано к изданию удовлетворительного конкурсного права России и как все эти попытки неизменно кончались неудачей».

А. Трайнин

Интеграция России в мировую рыночную экономику становится одной из косвенных причин возникновения экономических кризисов, в том числе связанных с мировыми кризисами. В связи с этим значительно повышается роль четко урегулированного и реально действующего законодательства о банкротстве, которое должно соответствовать новейшим мировым тенденциям, существующим в данной области.

Проблемы регулирования правоотношений несостоятельности (банкротства) имеют многовековую историю, поскольку возникновение и развитие механизма признания лиц банкротами связано с развитием товарных отношений, которые появились практически одновременно с возникновением государства.

В рамках настоящей статьи представляется возможным кратко рассмотреть лишь некоторые из проблемных вопросов, нуждающихся в скорейшем законодательном разрешении с целью улучшения структуры ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон):

  • проблема соотношения категорий «неплатежеспособность», «несостоятельность» и «банкротство»;

  • проблема соотношения регулятивных и охранительных правоотношений в институте несостоятельности (банкротства);

  • проблема фиктивного и преднамеренного банкротства;

  • проблемы регистрации юридического лица и обособленного подразделения: соотношение категорий «местонахождение», «юридический адрес» и «почтовый адрес»;

  • отдельные проблемы признания должника несостоятельным (банкротом);

  • проблема оптимального структурирования Закона.

Проблема соотношения категорий  «неплатежеспособность», «несостоятельность» и «банкротство». Раскрытие экономической сущности и юридической природы несостоятельности (банкротства) имеет как большое теоретическое, так и важное практическое значение для определения основ и особенностей

правоотношений института несостоятельности (банкротства). Без четкого выяс­нения того, что есть несостоятельность (банкротство) весьма затруднительно уяснить практическую проблему: какими критериями и показателями необходимо руководствоваться для признания неплатежеспособного должника несостоятельным (банкротом) по законодательству Российской Федерации.

В законодательстве о несостоятельности (банкротстве) понятия «несостоятельность» и «банкротство» используются как синонимы, что нельзя признать удачным решением законодателя. Эти термины имеют различные значения и используются как в правовом, так и ином лексиконе (нравственном, политическом, бытовом и др.).

В ряде словарей можно встретить в качестве синонимов понятия «банкротство» и «несостоятельность», «несостоятельность» и «неплатежеспособность». Например, банкротство понимается как «несостоятельность должника – фирмы, банка или иной организации, т.е. установленная судом неспособность должника платить по своим долговым обязательствам», а под неплатежеспособностью понимается финансовое или валютно-финансовое положение фирмы или государства, при котором они не могут, т. е. не в состоянии, своевременно погашать свои финансовые обязательства.

Использование категорий «неплатежеспособность», «несостоятельность» и «банкротство» без раскрытия в понятийном аппарате ст. 2 Закона их четкого правового значения не может не вызывать сложностей в правоприменительной практике.

Экономико-правовое состояние юридического лица постоянно меняется и во многом зависит от рыночной конъюнктуры. Применительно к рассматриваемой теме правоотношения, связанные с несостоятельностью (банкротством), юридического лица в своем развитии проходят, как минимум, три стадии: неплатежеспособности, несостоятельности и банкротства. При этом экономико-правовое состояние неплатежеспособности может быть двух видов: неплатежеспособность обычного оборота и неплатежеспособность как стадия, предшествующая несостоятельности или банкротству юридического лица.

Правоотношения могут быть прекращены на любой из этих стадий в рамках соответствующей процедуры, предусмотренной законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Проблема соотношения регулятивных и охранительных правоотношений в институте несостоятельности (банкротства).                                                           Современная наука использует разные подходы к исследованию правоотношения несостоятельности (банкротства), поэтому сегодня отсутствует единое мнение как по вопросу о необходимости выделения этого правоотношения, так и по вопросу его сущности. Теоретические сложности во многом вызваны юридико-техническими недостатками Закона о несостоятельности (банкротстве). К сожалению, ученые, анализируя правоотношение несостоятельности (банкротства), вынуждены исходить из формальных норм права, закрепленных в Законе, которые далеко не всегда отражают реально назревшие потребности правоприменительной практики. В частности, Законодатель, как правило, не учитывает сложившиеся и основанные на действующем законодательстве обычаи делового оборота (ст.5 ГК), которые в соответствии с Общей частью ГК включены в Главу 1. «Гражданское законодательство». Это приводит к тому, что вновь принятые законы не только сложны для восприятия и практического применения, но и по этим причинам нуждаются в значительной корректировке посредством внесения в них изменений или принятия новых законов. По мнению экспертов, только 5% правовых норм законодательства о банкротстве реализуется на практике.

По глубокому убеждению автора, только комплексное исследование регулятивных и охранительных правоотношений в их взаимосвязи, взаимозависимости и динамике позволит дать наиболее правильное определение правоотношения несостоятельности (банкротства). Результаты такого исследования позволят лучше структурировать новый Закон, усовершенствовать регулирование правоотношений несостоятельности (банкротства), упростив, тем самым, правоприменительную практику и повысив ее эффективность. Исследование динамики отраслевых (регулятивных) отношений в процедурах банкротства, приводит к выводу о том, что отраслевые отношения: гражданско-правовые (договорные), публично-правовые (налоговые), трудовые и иные, строящиеся на различных отраслевых принципах, существенно меняются. Изменения эти зависят от экономико-правового состояния юридического лица в институте несостоятельности (банкротства) и связаны с применением различных охранных процедур. Введение охранных процедур можно рассматривать как введение особого правового режима регулирования отраслевых (регулятивных) отношений. Особый режим выражается во введении и приоритете императивных норм, направленных на выполнение охранных функций (правовых ограничений) и защиту интересов участников правоотношений (должников и кредиторов). Прокредиторская направленность российского законодательства о банкротстве представляется, скорее, недостатком.

Проблема фиктивного и преднамеренного банкротства.                                                                                    Экономические результаты применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) по-прежнему подтверждают актуальность вопросов фиктивного и преднамеренного банкротства. Анализ норм действующего законодательства, регулирующих отношения фиктивного и пред- намеренного банкротства, позволяет сделать два вывода:

  • понятия «фиктивное банкротство» и «преднамеренное банкротство» употребляются законодателем применительно к последней стадии правоотношений – стадии банкротства;

  • законодатель возлагает ответственность за фиктивное и преднамеренное банкротство исключительно на «должниковую» сторону (должник, учредители (участники) должника, руководитель должника и др.).

Представляется, что такую позицию законодателя нельзя признать правильной по следующим основаниям:

во-первых, из поля зрения законодателя выходят такие стадии развития правоотношений, какими являются стадия фиктивной и преднамеренной неплатежеспособности и фиктивной и преднамеренной несостоятельности. Именно эти стадии часто являются причиной возникновения банкротства (в том числе фиктивного и преднамеренного);

во-вторых, законодатель не предусматривает ответственности недобросовестных кредиторов и третьих лиц, действия которых могут служить причиной неплатежеспособности и несостоятельности должника (и как следствие – причиной фиктивного и, особенно, преднамеренного банкротства).

Неплатежеспособность как неспособность должника в срок исполнять свои обязательства по расчетам с кредиторами может вызываться различными факторами:

- политическими причинами и ошибками в экономической политике государства;

- ошибками в экономической деятельности участников гражданско-правового оборота;

- влиянием природных факторов;

Наиболее яркими примерами таких ошибок являются ошибки в ценовой политике, лишающие предпринимателей оборотных средств, и неоправданное сжатие денежной массы, приводящее к необходимости использования бартера.

Однако особое место среди рассматриваемых факторов занимают действия недобросовестных кредиторов. Например, на финансовое положение должника существенно влияют действия кредиторов, которые выражаются, в частности, в игре на понижение курса акций с доведением должника до уровня неплатежеспособности и несостоятельности с последующей сменой собственника (посредством приобретения бизнеса должника по «бросовым» ценам).

Также весьма важную роль в доведении должника до уровня неплатежеспособности и несостоятельности может играть применение кредиторами механизма, заложенного в гражданско-правовом институте перемены лиц в обязательстве.

Имеются и другие возможности, которые внешне вполне законно могут использовать недобросовестные кредиторы и третьи лица для доведения должника до состояния фиктивного или преднамеренного банкротства. В подобных ситуациях возбуждение процедуры фиктивного банкротства по инициативе должника порой является единственной возможностью должника получить отсрочку или рассрочку платежей, причитающихся кредиторам.

Проблемы регистрации юридического лица и обособленного подразделения: соотношение категорий «место- нахождение», «юридический адрес» и «почтовый адрес».                                                                                                Нечеткое регулирование законодателем таких правовых категорий, как «местонахождение», «юридический адрес» и «почтовый адрес» юридического лица и обособленного подразделения может создавать серьезные сложности при определении объема правосубъектности юридического лица. В правоприменительной практике встречаются различные варианты соотношений рассматриваемых категорий.

Уместно отметить, что в условиях плановой социалистической экономики юридический адрес совпадал с почтовым адресом и фактическим местом нахождения юридического лица.

Сегодня вопрос этот нуждается в более четком законодательном урегулировании. Так, для государственной регистрации юридического лица имеет значение юридический адрес, т.е. определение (ограничение) юридического места нахождения субъекта границами территории, на которую распространяется компетенция государственного регист- рирующего органа. Для регистрации юридического лица и обособленного подразделения в качестве налогоплательщиков имеет значение их почтовый адрес, т.е. фактическое место нахождения. Именно такой подход к решению вопроса исключит необходимость необоснованного и противоречащего ГК РФ применения ст. 11 Налогового кодекса РФ к гражданским правоотношениям при определении статуса обособленного подразделения юридического лица.

Отдельные проблемы признания должника несостоятельным (банкротом).                                                                                     В настоящее время правовая регламентация механизма признания юридического лица несостоятельным (банкротом) осуществляется в рамках, установленных правовыми нормами ГК РФ, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями) и иных нормативно-правовых актов. Главенствующую роль в регулировании этих вопросов играет Закон о банкротстве, который в соответствии с правовой нормой ст. 1 регламентирует весь спектр отношений, возникающих в связи с банкротством как юридических, так и физических лиц.

В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве, под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Данное определение содержит в себе повод для дискуссий о том, что такое несостоятельность и что же такое банкротство, являются ли они синонимами или в использование данных терминов законодатель заложил иной смысл. Из текста закона сложно сделать определенный вывод, т. к. даже в названии закона фигурируют оба термина. Разграничение законодателем понятия «банкротство», которое содержится в ст. 2 Закона о банкротстве, и признаков банкротства, указанных в ст. ст. 3 и 6 Закона, представляется одним из недостатков юридической техники. Не вдаваясь в детали существующей правовой коллизии, представляется возможным предложить при решении вопроса о признании должника несостоятельным (банкротом) учесть следующее:

  • размер требований к должнику, необходимых для возбуждения процедур банкротства, желательно на законодательном уровне дифференцировать, поставив его в зависимость не от суммы долга, а от вида бизнеса: крупный, средний, малый;

  • ни должник, ни кредитор, являясь частными собственниками – организациями крупного бизнеса, не могут быть заинтересованы во вмешательстве в их правоотношения государственных органов и органов местного самоуправления, даже если речь идет о правоотношениях несостоятельности (банкротства).

Проблема оптимального структурирования Закона.                Правовой институт современного российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) - это очень сложный и чрезвычайно важный механизм регулирования материальных отношений рыночной экономики, один из самых динамично развивающихся правовых институтов. Последние изменения в Закон были внесены 30 декабря 2008 очередным ФЗ N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Однако с его принятием в правоприменительной практике не только не уменьшилось количество имеющихся проблемных вопросов, но и возникли новые. Юридико-техническая слабость заложенного в Законе механизма правового регулирования этих отношений приводит к тому, что подавляющее большинство правовых норм лишены перспективы их практической реализации. Поэтому далеко не случайна ситуация, при которой кредиторы по денежным (гражданско-правовым) обязательствам не спешат использовать правовой механизм института несостоятельности (банкротства), предпочитая решать возникшие проблемы посредством использования таких неправовых механизмов, как недружественное поглощение и рейдерский захват, фиктивное и преднамеренное банкротство. Подтверждением данному факту служит судебная статистика по делам о банкротстве, большинство из которых возбуждаются по инициативе налоговых органов, т.е. государства.

Остается надеяться, что кризисные события современной действительности окажут положительное влияние на законотворческий процесс в сфере регулирования экономических отношений и на смену этому Закону придет новый, более совершенный, более соответcтвующий новейшим мировым тенденциям и требованиям, снимающий массу проблемных вопросов и упрощающий механизм регулирования правоотношений данного института.

 
196653, г. Санкт-Петербург, тел: 8 (921) 325-37-28, email: office@felics.spb.ru