ФЭЛИКС

О роли лизинга в атомном машиностроении

Публикация в журнале 'Профессия Директор', май 2007г, с. 36-40.

Валентина Сидорова, к.ю.н., исполнительный директор НП 'Правовое бюро 'ФЭЛИКС', Тамара Байкова, к.э.н., заместитель исполнительного директора НП 'Правовое бюро 'ФЭЛИКС' по экономическим вопросам

В настоящее время в России действует несколько федеральных программ, имеющих исключительно важное общественное значение. Однако, несмотря на выделение государством целевого бюджетного финансирования, реализация этих программ вызывает большие сложности.

Почему это происходит? Рассмотрим этот вопрос на примере программы развития атомного энергопромышленного комплекса.

Отдельные проблемы атомного машиностроения. Все мы имеем печальный опыт, связанный с известными рисками в атомной энергетике, поэтому никого не нужно убеждать в необходимости обновления энергоблоков действующих атомных электростанций.

В последние годы государством был принят ряд мер в этом направлении, в частности, была принята федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года. Но из-за недостаточного финансирования (на уровне 70,6 процента предусмотренного объема) реализация подпрограммы "Безопасность и развитие атомной энергетики" федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" идет со значительным отставанием. К 2005 году вместо предусмотренных 3 энергоблоков атомных электростанций общей установленной электрической мощностью 3 ГВт были введены в эксплуатацию только 2 энергоблока атомных электростанций общей установленной электрической мощностью 2 ГВт.

Правительство Российской Федерации своим постановлением N 605 от 6 октября 2006 г. утвердило новую федеральную целевую программу "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года".

Основными целями этой Программы являются 'ускоренное развитие атомного энергопромышленного комплекса для обеспечения геополитических интересов страны и энергетической безопасности Российской Федерации за счет ввода в эксплуатацию новых типовых серийных энергоблоков атомных электростанций: продвижение продукции (работ, услуг) российских организаций ядерного топливного цикла на мировые рынки и переход к строительству и эксплуатации атомных электростанций за пределами территории Российской Федерации'.

Проведенный нами системный анализ действующего законодательства, современных достижений экономико-правовой науки и правоприменительной практики позволил выделить ряд основных проблем атомного машиностроения, без решения которых возможность плановой реализации Программы также вызывает сомнения.

Рассмотрим лишь несколько проблемных вопросов.

Во-первых, на государственном уровне по-прежнему остается нерешенным вопрос обновления основных фондов организаций атомного энергопромышленного комплекса.

Дело в том, что, в соответствии с разделом I Программы, в состав атомного энергопромышленного комплекса России входят организации атомного энергетического машиностроения, перед которыми стоит задача 'совершенствования технико-экономического и организационно-правового положения'. К сожалению, финансовый механизм решения этой насущной задачи не нашел отражения в Программе.

Так, на первом этапе выполнения Программы (2007 - 2010 годы) продекларирована реализация мероприятий для развития атомного энергетического машиностроения 'с целью обеспечения готовности к масштабному серийному строительству атомных электростанций:'. И при этом в Программе ничего не сказано о необходимости обновления основных фондов организаций атомного энергетического машиностроения, и, естественно, об источниках финансирования этих расходов. Между тем, решение этих вопросов играет исключительно важную роль в обеспечении выполнения Программы в целом. Так, замена устаревшего станочного оборудования на станки с числовым программным управлением, применение современного режущего инструмента, обладающего высокими скоростными параметрами, позволит резко увеличить производительность труда, что крайне важно при остром дефиците рабочих-станочников. Применение станков с числовым программным управлением позволит также восполнить дефицит высококвалифицированных станочников-универсалов рабочими-станочниками более низкого разряда и квалификации, что, в свою очередь, также является одним из факторов повышения коэффициента использования оборудования.

Только обеспечение бесперебойной работы организаций атомного энергетического машиностроения, наряду с гарантированным выделением бюджетного финансирования, позволит успешно выполнить программные задачи.

В связи с этим представляется необходимым на правительственном уровне срочно утвердить подпрограмму по модернизации и обновлению основных фондов организаций атомного энергопромышленного комплекса в целом, т.е. включая организации атомного энергетического машиностроения, с указанием объема и источников финансирования.

Во-вторых, на государственном уровне не решен вопрос организационно - правовой системы  управления атомного энергопромышленного комплекса.

Достаточно сказать, что, в части формально-юридического определения атомного энергопромышленного комплекса, существует коллизия между правовыми нормами ст.4 Федерального закона от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ, с учетом ст.ст. 4, 34, 37 Федерального закона от 21.11.1995 ? 170-ФЗ и ч. 3 раздела I Программы.

Более того, лишь на втором этапе реализации Программы (2011 - 2015 годы) 'планируется завершить оптимизацию состава и организационно-правовой структуры организаций атомного энергопромышленного комплекса:'.

Для успешного выполнения Программы исключительно важное значение имеет скорейшее решение на федеральном уровне вопроса о выборе организационно-правовой системы управления атомным энергопромышленным комплексом в целом. На наш взгляд, для решения вопроса формально-юридической управляемости атомного энергопромышленного комплекса в целом, возможно применение различных вариантов:

- коммерческая система управления (например, система холдинга, корпорации);

- некоммерческая система управления (например, союз илиассоциация);

- смешанная система управления (например, государственно-частное партнерство).

В отличие от учредительных документов (акт органов государственной власти и управления, учредительный договор), механизм гражданско-правовых договоров, включая договоры на размещение государственных заказов, не может служить правовым основанием для возникновения государственных управленческих функций и компетенции. Для успешной реализации Программы имеет первостепенное значение решение вопроса организационно-правовой управляемости атомного энергопромышленного комплекса в целом, включая организации атомного энергетического машиностроения.

Необходимо признать, что в последние десятилетия новейшей истории бывшие предприятия (объединения) федерального подчинения, к которым относятся современные организации атомного энергетического машиностроения, существенно изменились. Серия организационно - правовых преобразований (приватизация, акционирование, внутриструктурная реорганизация, координируемая децентрализация и т.п.), наряду с положительными моментами, повлекла за собой ряд негативных последствий, среди которых, в частности, можно назвать следующие:

- снижение уровня специальной квалификации персонала;

- низкий коэффициент использования оборудования;

- ухудшение технического состояния основных фондов по причине их морального и физического износа.

Особое место среди негативных последствий занимает разрушение в период преобразований хорошо известных советской экономике 'длящихся хозяйственных связей', многие из которых для выполнения Программы нуждаются в восстановлении.

Устранение перечисленных выше и иных негативных последствий требует дополнительных финансовых вложений.

В-третьих, на уровне государственной программы не определены 'иные источники финансирования'.

Формально это не является недостатком, но позволяет усомниться в гарантированности формирования 'иных источников   финансирования'. Поэтому при реализации данной Программы и других государственных целевых программ в качестве одного из источников финансирования представляется необходимым использовать экономико-правовой институт финансовой аренды (лизинга). Этот институт также может быть успешно использован в качестве механизма восстановления и обновления основных фондов организаций атомного энергетического машиностроения, входящих в состав атомного энергопромышленного комплекса.

Лизинг как источник финансирования. Необходимость развития лизинга в России обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием основных фондов промышленных предприятий. У нас значительна доля морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т.д. Большинство промышленных предприятий, особенно крупных, испытывают постоянный дефицит оборотных средств. Очень остро стоит вопрос инвестиций в эти предприятия.

На практике многие предприятия пошли по пути неконтролируемых зарубежных займов, что неизбежно приводит к росту внешнего долга России и может привести предприятия к зависимости от иностранных кредиторов - со всеми вытекающими из этого экономико-правовыми последствиями.

Частично решить проблему привлечения инвестиций возможно посредством государственной поддержки правового института финансовой аренды (лизинга). По нашему глубокому убеждению, финансовая аренда (лизинг) может стать одним из важнейших источников финансирования - наиболее прозрачной и контролируемой финансовой операцией.

Государственная поддержка лизинга.Государственная поддержка является необходимым условием развития лизинга, поскольку в настоящее время масштабы лизинговых операций несоизмеримы ни с имеющимися потенциальными возможностями банков, ни с потенциальными потребностями предприятий.

Возможные меры государственной поддержки развития лизинга продекларированы в ст. 36 ФЗ 'О финансовой аренде (лизинге)'. Не будем оригинальны, если скажем, что для реального развития лизинга вполне можно воспользоваться средствами Стабилизационного фонда, поскольку средства, вложенные в обновление основных фондов отечественных предприятий, принесут значительно большую прибыль, чем те проценты, под которые российские нефтедоллары вложены в заграничные банки. Истории известны многочисленные примеры, когда деньги и ценные бумаги в одночасье превращались в 'мыльный пузырь'. Поэтому представляется, что с вложением денежных средств в реальный сектор отечественной экономики финансовые риски государства также значительно сократятся.

Если государство не примет срочные меры по обновлению морально и физически устаревших основных фондов крупных промышленных предприятий, включая организации атомного энергетического машиностроения, то о конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках продукции, выпускаемой отечественными производителями, говорить не придется.

Для хозяйствования в условиях современной России необходимость и роль развития внутреннего лизинга при активном участии в нем государства и банковских структур имеет не только большое практическое, но и не меньшее стратегическое значение.

Отказ государства от эффективного использования механизма внутреннего лизинга в сфере промышленной политики в недалеком будущем может привести экономику России к крайне негативным последствиям, а отрасль машиностроения к полной потере конкурентоспособности и, как следствие, уходу с мирового рынка.

Механизм и структура лизингового правоотношения. При целевом использовании механизма лизинга в условиях современной России необходимо учесть следующие особенности:

- лизинг, прежде всего, необходимо использовать в рамках срочных специальных целевых государственных программ (с определением приоритетов), направленных на решение первоочередной проблемы обновления основных фондов крупных предприятий, а также предприятий, входящих в одну корпорацию, которые сами в состоянии изготовить для себя эту продукцию;

- для обеспечения целевого использования бюджетных средств, подлежащих выделению в рамках специальных государственных программ, в ФЗ 'О финансовой аренде (лизинге)' или в иной специальный закон, регулирующий вопросы реализации государственных программ, необходимо внести норму, согласно которой денежные средства, получаемые от продажи продукции в системе лизингового правоотношения, должны резервироваться на специальном счете для дальнейших расчетов с лизингодателем. При этом специальный счет должен быть открыт без права использования средств на другие цели (например, без права списания НДС, долгов и других денежных обязательств);

- необходимо предусмотреть статью расходов в бюджете для целевого финансирования лизинговых компаний и лизинговых операций.

Применительно к исследуемой теме предложим структуру лизингового правоотношения, в котором продавец и покупатель совпадают в одном лице. В этом правоотношении можно выделить два этапа.

На первом этапе возникает правоотношение финансовой аренды (лизинга) между лизингодателем и лизингополучателем, который одновременно является изготовителем (производителем, продавцом) продукции. Предметом этого правоотношения являются финансовые средства, переданные лизингодателем лизингополучателю (продавцу, производителю, изготовителю продукции) в финансовую аренду (лизинг) в качестве предварительной оплаты изготавливаемой продукции и изготовленная продукция (оборудование), переданная лизингополучателем (изготовителем, производителем, продавцом) лизингодателю    в собственность.

Юридической особенностью рассматриваемого договора финансовой аренды (лизинга) является необходимость включения в него элементов поставки как разновидности договора купли-продажи. К таким элементам относятся характеристики товара (количество, качество, комплектность и т.д.).

Если речь идет о высокотехнологичной продукции специального назначения, изготавливаемой для целей государственной Программы, то ее приемку должна проводить специальная государственная служба, уполномоченная осуществлять не только специальный технический, но и финансово-экономический контроль, независимо от источников финансирования, организационно-правовой формы и формы собственности производителя.

Лизингодателем в этом правоотношении может выступать коммерческая структура, в том числе специально созданная в системе холдинга (корпорации, союза, государственно-частного партнерства) лизинговая компания  или банк, которому поступают бюджетные средства для целевого использования в рамках лизингового правоотношения. При этом лизингодатель может использовать не только бюджетные, но и привлеченные денежные средства, обеспечив возможность контроля  целевого использования бюджетных средств.

На втором этапе между арендодателем (лизингодателем, собственником оборудования) и арендатором (лизингополучателем), в качестве которого выступает изготовитель продукции (оборудования), возникает правоотношение аренды оборудования с правом выкупа. Предметом этого правоотношения является переданное в аренду с правом выкупа оборудование.

Выкуп арендованного оборудования у лизингодателя (арендодателя) осуществляется арендатором (лизингополучателем) за счет чистой прибыли и амортизационных начислений.

Таким образом, лизинговое правоотношение оформляется двумя договорами: договором финансовой аренды и договором аренды оборудования с правом выкупа. Структура лизингового правоотношения проста, незатратна, прозрачна, поэтому лизинг как дополнительный источник финансирования вполне может быть использован при выпол- нении не только Программы развития атомного энергопромышленного комплекса, но и иной государственной программы, требующей значительных финансовых вложений.

Выводы

Для успешного выполнения государственной Программы развития атомного энергопромышленного комплекса России представляется необходимым дополнительно:

1. На государственном уровне рассмотреть вопрос о возможности введения на базе атомного энергопромышленного комплекса России в целом, включая организации атомного энергетического машиностроения, оптимальной системы управления с перераспределением экономико-правовых приоритетов учредителей (участников).

2. На правительственном уровне срочно утвердить подпрограмму по модернизации и обновлению основных фондов организаций атомного энергопромышленного комплекса и, прежде всего, организаций атомного энергетического машиностроения, с указанием объема и источников финансирования.

3. При реализации Программы, для обновления основных фондов организаций атомного энергопромышленного комплекса, включая организации атомного энергетического машиностроения, использовать экономико-правовой механизм финансовой аренды (лизинга) при обязательной поддержке государства.

4. Для выполнения программной задачи по укреплению позиций атомного энергопромышленного комплекса России на мировых рынках выработать правильную стратегию защиты и использования объектов инновационных технологий (объектов интеллектуальной собственности).

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Э.Ю.Колпишон, профессор, доктор технических наук, лауреат премии Совета Министров СССР, главный научный сотрудник, представитель ОАО 'НПО ЦНИИТМАШ' в г. Санкт-Петербурге.

Публикация в журнале 'Профессия Директор', май 2007г., с. 40.

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА атомного машиностроения, энергомашиностроения и машиностроения в целом - неясность источников и лимитов финансирования этих необходимых, перспективных и ,увы, изрядно запущенных отраслей. В разработанной Минэкономики 'Стратегии развития энергетического машиностроения России до 2010 года' говорилось: 'учитывая ограниченность бюджетных средств, основные меры должны быть направлены на привлечение собственных средств предприятий, отечественных и зарубежных инвесторов:госфинансирование, или привлечение масштабного финансирования на основе господдержки, должно идти в увязке с программой развития предприятий-заказчиков'. В этом же документе предполагаются такие формы продвижения продукции, как лизинг, создание вертикально-интегрированных корпораций, ассоциаций, привлекающих потребителей, производителей, проектировщиков, НИИ, инвесторов. Программному документу исполнилось 7 лет, а положительные примеры работы этих форм ни мне, ни авторам статьи неизвестны.

Казалось бы, механизмов льготного финансирования не так уж много: государственные гарантии банковских ссуд, прямое государственное финансирование из бюджета развития, лизинг и, мне лично более простым представляется, вариант государственных гарантий. Но, вероятно, государственные органы думают иначе, что подтверждается отсутствием конкретных положений и в программе 'Развитие атомного энергомашиностроительного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года', утвержденной постановлением Правительства ? 605 от 06.10.2006г.

Вот почему статью 'О роли лизинга в атомном машиностроении' печатать и читать надо, ибо в ней авторами не только подробно рассмотрены некоторые слабости упомянутой программы, но и описан механизм финансового лизинга, который может быть решением ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

Далее несколько замечаний человека, имеющего длительный опыт работы на заводе ('Ижорский завод'), в холдинге ('Объединенные машиностроительные заводы'), отраслевом НИИ (ЦНИИТМАШ).

В статье правильно отмечается, что в условиях лизинга (финансовой аренды) приемку высокотехнологичной продукции, технический и финансово-экономический контроль предприятий любой формы собственности и организационно-правовой формы должна осуществлять специальная государственная служба. Полагаю, что основой такой службы должны быть отраслевые НИИ, работающие совместно с надзорными ведомствами. Считаю полезным, а может быть и неизбежным, создание Ассоциации производителей энергетического оборудования, в которую вошли бы холдинги (ОМЗ, Силовые машины, ЭМК, проектируемый Атомпром и др.), отраслевые НИИ, соответствующие институты РАН, специализированные ВУЗы, например, МЭИ, инвесторы, представители потребителей энергетического оборудования. Именно ассоциации, по опыту Японии и ФРГ, могут реально программировать развитие отрасли, решать научно-технические и финансовые проблемы, и их предложения являются основой планирования развития экономики, осуществляемого Правительствами этих успешных стран. Может быть, после создания Ассоциации служба финансового и технического аудита будет передана в Ассоциацию.

Полагаю, что финансовая аренда может возродить заводы, производящие металлургические заготовки для энергомашиностроения. Здесь риски 'лизингодателей' минимальны, поскольку продукция потенциальных 'лизингополучателей' сверхвостребована на мировом рынке. Лизинг требует конкуренции и не терпит монополизма ни 'лизингодателей', ни 'лизингополучателей'. Не только аудит, но и тендер, и конкурс - гарантии успешности финансовой аренды для ее сторон и страны - конечного потребителя продукта лизинга. Значит, необходимо возрождение 'Атоммаша', 'Баррикад', 'Сибэлектротяжмаша', ' Уральского турбомоторного завода' как партнеров и конкурентов заводов, входящих в 'ОМЗ' и 'Силовые машины'. Только тогда Россия сможет выполнить стоящую перед ней задачу - предотвратить энергетический кризис, выполнив программу машиностроения на 70-85% собственными силами и не отдав нефтедолларов импортерам энергооборудования. 

196653, г. Санкт-Петербург, тел: 8 (921) 325-37-28, email: office@felics.spb.ru